Раздел: Документация
0 ... 46 47 48 49 50 51 52 ... 55 ВИДЕОМОСТЫ ПО СЕТЯМ TCP/IP (Н.323) МОСКВА - НИЖНИЙ НОВГОРОД СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ Escort 25 VCON Голден Лайн 128 кбит/с "ДЕЛОВАЯ СЕТЬ" офис ММТС-9 Голден Лайн 256 кбит/с "РЕЛЛАИН" офис ГЕНЕРАЛЬг-ШТАБ Cruiser 304 VCON НЫЙ -1 IL N О КАНАЛЫ СВЯЗИ 0>f КРЕМЛЬ АДМИНИСТРАЦИЯ Escort 25 VCON ИНФОРИС ИНТЕРНЕТ-ЦЕНТР ЯРОСЛАВЛЬ ЯрГУ ИНТЕРНЕТ-ЦЕНТР о»- дом ПРАВИТЕЛЬСТВА Cruiser 384 VCON ф=фвИДЕОКОНФЕРЕНЦСВЯЗЬ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ компания Голден Лайн Связь между городами осущестлялась по Интернет-каналам провайдеров В Москве выделенные каналы обеспечивала Рис. 7.1. Видеомосты по IP-сетям (Н.323) 7.1.3. Предоставляемые услуги КВКС в сетях ISDN Как отмечалось в Главе 1, впервые в России услуги ISDN начали предлагаться в Москве («Комстар») и Санкт-Петербурге («ЛЭИВО», «Петерстар»). При этом наибольший интерес у пользователей вызвали именно услуги видеоконференцсвязи. Весьма показательным в отношении развития таких услуг в России явилось шоу, организованное в Москве операторами «Совинтел» и «ТелеРосс» в апреле 1988 г. во время Global ISDN Shov/98 [94]. Успешно продемонстрированная видеоконференцсвязь по ISDN между гостиницей «Националы), филиалом «Совинтел» з Санкт-Петербурге и офисами «ТелеРосс» в Екатеринбурге и Иркутске [941 свидетельствует о новом этапе развития услуг КВКС в России - переходу к созданию сети ISDN-видеоконференцсвязи. Это является особенно важным, поскольку сам факт наличия услуг ISDN во многих городах России свидетельствует о потенциальных возможностях создания такой общероссийской сети. В списке таких городов Архангельск, Владивосток, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Ижевск, Иркутск, Калуга, Кемерово, Краснодар, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Саранск, С-Петербург, Сургут, Сыктывкар, Тверь, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Хабаровск и др. Как отмечалось в Главе 1, с 1988 г. объявлено о начале совместного предоставления услуг ISDN в 14 городах России. По разным причинам многие российские операторы ISDN услуг («Комстар», «ЛЭИВО», «Ростелеком», «Петерстар») не приняли участия в этом шоу, а демонстрация возможностей КВКС ограничивалась лишь аудио/видеоприложениями без примеров использования в медицине, дистанционном обучении и т.д Последнее несомненно связано с опережающим развитием собственно телекоммуникационных услуг в этой области в России по сравнению с использованием КВКС для конкретных применений. К сожалению, эго является вполне естественным в нынешних экономических условиях. Так, даже всемирно известный Научный центр сердечно-сосудистой хирургии (НЦССХ) им.Бакулева, пионер в области телемедицины в России, не смог участвовать в демонстрации технологий КВКС, не имея в этот момент собственного комплекта терминального оборудования [94]. Во многих случаях отдельной проблемой является обеспечение доступа к международной сети ISDN, т.к. это связано со сферой взаимоотношений операторов на международном рынке телекоммуникационных услуг. В 1995 г. СПбГТУ соместно с University of Texas at Dallas (США) провел ряд экспериментов по компьютерной видеоконференцсвязи в цифровой сети SW56 США. Результаты этих экспериментов позволили приступить, совместно с финскими партнерами, к разработке проекта создания линии компьютерной видеоконференцсвязи между СПГ jTY и Mikkeli Institute of Technology (Финляндия) с выходом на сеть ISDN скандинавских стран. Проблема заключалась в необходимости обеспечить удаленный доступ к станции ISDN Exchange какого-либо из операторов в Санкт-Петербурге. В 1996-1997 г.г. Центр дистанционного образования (ЦДО) СПбГТУ совместно с российско-финской компанией «ЛЭИВО» и Политехническим институтом г.Миккели (Финляндия) выполнил проект по организации удаленного доступа компьютерной сети ЦДО СПбГТУ к ISDN станции компании «Te!ivo» с использованием оптоволоконной линии связи С.-Петербург-Хельсинки [3,7]. Соответствующее удлинение было достигнуто путем использования трех стандартных каналов емкостью 64 кбит/с каждый в выделенной стандартной цифровой линии Е1 (2,048 Мбит/с). Необходимое согласование U-интерфейса соединительной двухпроводной линии и мультиплексора Е1 произведено с помощью отдельной ISDN платы фирмы NOKIA [31]. С января 1988 г. ЦДО СПбГТУ проводит регулярные сеансы КВКС с партнерами в Финляндии и Швеции, обеспечиваемые международными операторами «ЛЭИВО» и «Telia Finland)). 7.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВКС В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ 7.2.1.Педагогический аспект применения КВКС При рассмотрении различных аспектов профессионального использования КВКС важно определить ее место среди других технологий дистанционного обучения (ДО). В 1995 г. совместным решением Фонда AT&T (AT&T Foundation) и Международного Совета по дистанционному образованию ICDE (International Council for Distance Education) был выделен специальный грант на период 1996-1997 гг. для выполнения международного проекта «Research and Development of Desktop Videoconferencing Technology for Distance Education in the Framework of Cooperation Between Russian Universities and their Foreign Partners)) («Исследование и развитие технологий КВКС для дистанционного образования в рамках сотрудничества российских университетов с их зарубежными партнерами») [3]. Головным университетом при выполнении проекта был назначен СПбГТУ. В работе принимали участие также California State University (США), University of Karlstad (Швеция) и Mikkeli Institute of Technology (Финляндия). На основании опыта использования средств КВКС, накопленного в СПбГТУ и зарубежных университетах-партнерах, были определены два вариата примененения КВКС в реальном учебном процессе: -применение КВКС в сочетании с другими средствами ДО; при этом КВКС выступает как одно из возможных средств интерактивного взаимодействия преподавателя и обучаемого (примером такого применения КВКС может быть проведение консультаций, подачи фрагментов курсов, вызывающих повышенные трудности, и т.п.); -автономное использование КВКС как основного средства подачи учебного материала (например, чтение лекций, проведение семинаров) или контроля знаний. Наиболее перспективным оказался первый вариант. Использование в учебном процессе только КВКС, несмотря на все достоинства этого средства коммуникаций, не позволяет создать эффективную среду обучения. Вместе с тем, будучи подкрепленной другими средствами (печатными и электронными учебниками, аудио/видеокассетами с учебными материалами, учебными материалами, распространяемыми в среде WWW-серверов, общением преподавателя и обучаемого посредством электронной почты и т.д.), КВКС может заметно повысить эффективность ДО. Если говорить об оптимальном соотношении различных средств ДО, то оно, по мнению участников проекта, выглядит следующим образом: -печатные материалы - 40-50% -учебные материалы на WWW-серверах - 30-35% -КВКС - 10-15% -прочие средства- 5-20% . 7.2.2.Использование КВКС при обучении русскому языку иностранных учащихся Примером использования технологии КВКС является совместный проект СПбГТУ и University of Karlstad (Швеция) по обучению русскому языку шведских студентов. Первая (предварительная) фаза проекта (1997-1998 гг) заключалась в проведении ряда экспериментальных семинаров российских специалистов в области преподавания русского языка и преподавателей русского языка в Швеции. Семинары происходили с использованием системы Microsoft NetMeeting (рис. 1.13 (см. цветную вкладку)). Как показал опыт проведения семинаров, профессиональное использование такой технологии КВКС в Интернет при реальной загрузке используемых каналов оказалось возможным лишь на уровне приложений White Board и Chat, т.е. для разделов чтения, письма и грамматики. Для целей же аудирования пришлось использовать международную телефонную связь [111]. Во второй (основной) фазе проекта (1998-1999 гг) используется сочетание печатных материалов (учебник), очных занятий шведских студентов со шведскими преподавателями русского языка и периодических (один раз в месяц) семинаров, проводимых дистанционно российскими преподавателями с использованием системы PictureTel Live 200 (рис. 7.2 (см. цветную вкладку)). По общему мнению как преподавателей, так и учащихся, применение технологии КВКС практически полностью избавило учащихся от необходимости поездок в Россию в процессе обучения для непосредственного «погружения» в языковую среду, что регулярно практиковалось в предыдущие годы. 7.2.3.Применение КВКС для проведения международных студенческих семинаров Сказанное выше, разумеется, не означает, что не может быть такого применения КВКС в дистанционном образовании, когда именно эта технология является преобладающей. В качестве примера можно привести международный проект «The Baltic University)), инициированный Университетом г.Упсала (Швеция). Целью проекта является проведение международных студенческих семинаров по тематике, связанной с проблемами истории, культуры и экологии стран Балтийского региона [110]. Среди российских университетов участниками проекта являются Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) и СПбГТУ. Первая фаза проекта (1995-1997 гг.) включала проведение спутниковых телевизионных передач из Швеции на приемные станции в различных университетах Европы. Кроме того, были организованы несколько интерактивных семинаров с использованием мобильной приемо-передающей наземной станции, позволившей организовать прямой телевизионный мост между студенческими аудиториями в Упсале и С.Петербурге. С февраля 1998 г. началась вторая фаза проекта, основанная на использовании технологии КВКС в сети ISDN. В 1998 г. были проведены несколько семинаров с участием студентов Университета г.Упсала, Таллинского технического университета (Эстония) и СПбГТУ в режиме многоточечного соединения через сервер MCU в Швеции. На рис. 1.11 (см. цветную вкладку) можно видеть окна с подвижными изображениями российских студентов, находящихся в студии ЦДО СПбГТУ, и шведского студента, делающего в этот момент доклад в студии Университета г. Упсала. Окно с подвижным изображением студенческой аудитории в Таллине в данный момент закрыто и появится на экране, как только кто-либо из эстонских студентов вступит в дискуссию. Опыт авторов по организации и проведению таких семинаров с участием ЦДО СПбГТУ свидетельствует о высокой эффективности технологии КВКС при решении проблемы интеграции университетов России в мировую систему образования и науки. 7.2.4. Рекомендации по технологии подготовки и проведения сеансов КВКС Одним из выводов, следующих из анализа опыта использования КВКС в дистанционном обучении, является следующий: эффективность видеоконференции может быть достаточно высокой только в случае, когда она тщательнейшим образом подготовлена. Разумеется, возможны спонтанные конференции, проводимые по мере необходимости, но они должны являться скорее исключением из общего правила. Предварительная подготовка включает прежде всего разработку определенного сценария конференции. Это является особенно важным при проведении многоточечных конференций, когда один из участников (целесообразно договориться заранее о том, кто конкретно) является координатором. Именно он будет определять порядок вступления в дискуссию того или иного участника, порядок представления документов для обсуждения и т.п. Важной является также подготовка иллюстративных метериалов. Это могут быть текстовые файлы (как в формате WHT для непосредственного вызова на рабочую доску, так и в произвольном формате для установки на рабочей доске через «клип-борд»), графические файлы, видеоролики и т.д. Возможности представления иллюстративных материалов существенно расширяются при использовании документ-камер, позволяющих демонстрировать печатные и рукописные материалы, чертежи, карты, транспаранты («прозрачки»), различные мелкие предметы. При наличии в студии классной доски документ-камера может быть (при повороте на 90 градусов) сфокусирована непосредственно на плоскость доски, так что создается возможность передачи фрагмента лекции. Стандартная установка с документ-камерой позволяет легко осуществить ввод видеосигнала от видеомагнитофона или телевизора. Особо тщательная предварительная подготовка материалов требуется при использовании КВКС для контроля знаний и тестирования. В этом случае, например, могут быть заранее подготовлены и предложены экзаменуемому ряд ответов на поставленный вопрос, лишь один из которых является верным Предложенные ответы (решения) могут быть как в текстовом, так и графическом формате, а выбор того или иного решения может комментироваться в процессе аудиосессии. Разумеется, сравнительный анализ различных форм проведения занятий или тестирования относится к сфере методики дистанционного обучения. Однако при разработке и совершенствовании такой методики важным является понимание возможностей, предоставляемых современными системами КВКС. 7.3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВКС В МЕДИЦИНЕ Телемедицина во всем мире считается одной из наиболее перспективных областей использования КВКС. Известно около 200 проектов в области телемедицины, в числе которых дистанционное консультирование аргентинских больных рентгенологами из США, консультирование кардиологических больных в Центре телемедицины в Афинах, проведение дистанционных консилиумов врачами Университетской больницы в г. Оулу (Финляндия) и т.п.[1 12,1 13]. Большой опыт по дистанционному консультированию больных накоплен в НЦССХ им.Бакулева [113]. Проблема заключается в том, что, несмотря на высокий уровень оснащения многих кардиологических центров России современной аппаратурой, из-за отсутствия необходимого опыта новые лечебно-диагностические методы внедряются недостаточно эффективно. Повышение квалификации специалистов из регионов на базе НЦССХ лишь частично решает эту проблему, т.к. после возвращения этих специалистов на места связь с ними резко ослабевает. В этих условиях весьма эффективным оказалось проведение видеоконференций, во время которых специалисты из регионов могут ощутить себя участниками привычных для них медицинских конференций в столичном научном центре. В рамках проекта «Москва - регионы России» только в 1997 г. были проведены 16 сеансов телемедицины по каналам ISDN, предоставленным «ММТ» (Москва), «Ростелеком», «ТелеРосс» [95]. Во время конференций предметом рассмотрения и обсуждения являлись истории болезни (текстовые файлы), рентгенограммы, эхокардиограммы, записи ЭКГ, различные схемы операций в виде рисунков, фрагменты операций в видеозаписи и т.п. Практическая отдача таких видеоконференций проявляется в возможности первичного консультирования больных, наблюдения больных в послеоперационный период, срочных консультаций тяжелых больных и т.п. 0 ... 46 47 48 49 50 51 52 ... 55
|