Раздел: Документация
0 ... 63 64 65 66 67 68 69 ... 96 разнятся, аргументы зависят от парадигмы, а осмысленная конфронтация невозможна без взаимной интерпретации понятий. Коммуникация через концептуальную перегородку будет заведомо неполной и приведет к путанице. В качестве характерного примера можно привести полное различие по смыслу таких понятий, как материя, пространство и время в ньютоновской и эйнштейновской моделях. В табл.6 приведены особенности информационной среды, используемой в период перехода от старой технологии к новой. Таблица 6 Особенности использования и перехода к новой среде представления •В начале перехода к новой среде представления ее возможности воспринимаются пользователем в терминах старой среды, новые возможности проявляются при решении традиционных задач (напомним, что автомобиль при зарождении называли «Безлошадный экипаж») •Новая среда представления решение некоторых задач облегчает, а некоторых -усложняет •В рамках среды представления возникают три типа понимания и общения со средой: я - ты - он. Опыт человека •Любая среда представления отражает достигнутый уровень осознанности пользователем прикладной задачи с некоторой, вполне определенной нечеткостью •Среда представления влияет на образ мыслей пользователей. («Часы» обеспечивают не только измерение продолжительности отрезков времени, но и «синхронизируют» деятельность общества). Влияние среды представления выражается через следующие характеристики: Совокупность базовых категорий, принятых в среде, в сильной степени определяет всю структуру описания прикладной области, методы исследования и работы с ней Большие структуры обладают большой инерцией («Камень на лужайке») Влияние понятийного уровня. В том числе и использование национального языка и традиций При общении с компьютерной базой знаний нельзя позволить себе роскошь «туманности» Предшествующий практический опыт по взаимодействию со средой пред- ставления может дать как положительный, так и отрицательный эффект В последнее время на наших глазах происходит переход от пассивного восприятия к активному воздействию человека на мир. Именно этот переход привел к резкому росту роли и значимости информации в современном мире и в особенности в той его сфере, где производятся материальные ценности. Здесь следует отметить, что массовым носителем знаний при пассивном восприятии мира выступают книги, журналы, газеты и т.д., а во втором - средства информационных технологий и телекоммуникационной техники. В ведущих странах мира разработаны долговременные проекты и активно ведутся работы по созданию компьютерных баз знаний и корпоративных информационных систем для реализации товаров и услуг на принципах «Бизнеса в высоком темпе» (Commerce At Light Speed - является одной из возможных расшифровок аббревиатуры CALS). Суть «Бизнеса в высоком темпе» связана с переходом от технологий, основанных на интенсивном индивидуальном труде по созданию изделий, удовлетворяющих специфическим требованиям одного конкретного применения, к технологиям, основанным на планируемых капиталовложениях в разработку повторно - используемых агрегатов и компонентов. Эти технологии во многом базируются на достижениях средств ВТ и телекоммуникации по созданию распределенных баз данных и знаний и внедрению компьютерного моделирования изделия. Особенно эффективны эти технологии при организации производства серий функционально-подобных продуктов, составляемых из компонентов и агрегатов и максимально учитывающих текущие запросы пользователя. Особенности наблюдаемого технологического перехода кратко можно сформулировать следующим образом: •целью деятельности промышленного предприятия является постоянное совершенствование качества продуктов и услуг (в отличие от традиционного повышения производительности «любой ценой»); критерии качества на продукты и услуги задает конечный потребитель, в центр внимания ставится не числовой показатель результата той или иной производственной функции или деятельности, а качество процесса ее выполнения; •внедрение принципа «один раз создать и многократно использовать» за счет создания и накапливания баз данных и знаний в компьютерной форме; эта же основа призвана обеспечить совмещенное проектирование основного изделия и компьютерной подготовки его производства. •повышение роли решений и инициативы каждого исполнителя; деление на производственные подразделения носит условный характер, так как поощряется бригадная работа для достижения конечных результатов; •организация работ предприятия должна динамично трансформироваться и усовершенствоваться для достижения поставленных целей деятельности; для этого исследуются и фиксируются деловые процессы (бизнес-процессы), на основе которых устраняются недостатки производственной системы, а не отдельных работников; • гибкость и живучесть производственной системы во многом обеспечивается накоплением компьютерной базы знаний по техническим процессам и их интеграцией на основе информационной технологии в ходе всего жизненного цикла создания и производства продуктов и услуг. Как побочный, а не главный результат всего этого технологического перехода является снижение затрат па производство. Именно поэтому CALS-технологий рассматриваются как стратегия промышленности и правительства, направленная на эффективное создание, обмен, управление и использование электронных данных, поддерживающих Жизненный Цикл Изделия с помощью международных стандартов, реорганизации предпринимательской деятельности и передовых технологий. 3.1.1. Новое понимание реальности и существования в условиях информационных технологий Внешнее влияние парадигмы при КТПП можно проанализировать через взаимосвязанную систему форм представления знаний (ФПЗ) об окружающем мире, способах познания (ФП31), накопления знаний (ФПЗЗ, ФП36) и обучения подрастающего поколения (ФП34), способах воздействия на окружающий мир (ФП32, ФП35). На основе этих взаимосвязей можно сделать попытку определения роли и места человека и информатики в этом мире (рис.3.5) и в первую очередь в технологической среде. Далее более подробно остановимся на изменении форм представления знаний при переходе к индустриальному обществу и насыщению производственной среды средствами вычислительной техники. Замечено, что сложность решения задач существенно зависит от формы представления знаний. Продемонстрировать этот факт можно на примере следующих записей: 1)2 + 9 = 11- арабская система счисления; 2) П+1Х=Х1 - римская система счисления. Как в арабской, так и в римской системе счисления использованы одни и те же исходные данные (два и девять), выполнено одно и то же действие (сложение), получен одинаковый результат (одиннадцать). Но если, например, ребенок в пяти-семилетнем возрасте с успехом может освоить базовые алгоритмы всех действий арифметики в арабской системе счислении (взять два числа, записать их в столбик и т.д.), то эти же алгоритмы в римской системе счисления зафиксировать, а значит и обучить им подрастающее поколение, представляется весьма затруднительным. В одной из публикаций указывается, что данный факт мог стать одной из причин упадка и краха Великой Римской империи. (Невозможность за приемлемое время 0 ... 63 64 65 66 67 68 69 ... 96
|