Раздел: Документация
0 ... 139 140 141 142 143 144 145 ... 162 этого необходимо выделить синим уголком требуемый идентификатор матрицы и выбрать из раскрывающего списка Стиль (Style) строку Матрицы: выделенный идентификатор изменит свое начертание на полужирное. Для ввода числовых значений матрицы используется кнопка подпанели Мат- рица (Matrix). Шаблон матрицы удобно также вводить с помощью комбинации клавиш <Ctrl+M>. При этом вызывается диалоговое окно Вставить Матрицу (Insert Matrix), в котором необходимо задать размер матрицы: число ее строк и число столбцов. После щелчка кнопкой ОК в документ будет вставлен соответствующий шаблон матрицы. На месте меток шаблона необходимо ввести константы или формулы, как это показано в примере: а:= 2 Ь:= 4 а+ to 1 3 а-Ь
В Mathcad возможны матричные операции (матрицы и вектора при этом должны иметь соответствующие матричной операции согласованные размерности): операции сложения, вычитания и матричного умножения (выполняются с использованием соответствующих операций "+", "х" подпанели Калькулятор (Calculator) или со-ответсвенно клавишами <+>, <->, <*>); обращение матрицы (кнопка Lx 1J подпанели Матрица (Matrix)); транспонирование матрицы (кнопка Jf подпанели Матрица (Matrix)); вычисление определителя квадратной матрицы (кнопка Матрица (Matrix)); вычисление суммы элементов вектора (кнопка подпанели подпанели Матрица (Matrix)); извлечение столбца матрицы (кнопка L<> подпанели Матрица I ~ (Matrix), при этом на месте метки в Примеры матричных операций: указывается номер извлекаемого столбца).
И/ /1 4 \7 Vv=9 При работе с векторами и матрицами необходимо помнить, что нумерация столбцов и строк в них (по умолчанию) начинается с нуля. Для задания нумерации с единицы необходимо предварительно локальным или глобальным присваиванием изменить значение системной переменной ORIGIN (набирается прописными буквами) на 1:
ORIGIN := 1 <i> Помимо операций над матрицами в Mathcad возможны операции над элементами матриц по аналогии с переменными. Элементы матрицы определяются с помощью индексированных переменных. Каждый из индексов отделяется друг от друга запятой. Ввод элемента матрицы выполняется кнопкой подпанели Матрица (Matrix). Индексы также удобно вводить с помощью клавиши <[>. Индексами могут быть целые константы и неотрицательные переменные: i:= I (\ J ORIGIN := 1 При использовании в качестве индекса идентификатора i необходимо помнить, что этот идентификатор используется также для указания мнимой единицы комплексного числа, поэтому в выражениях типа не надо забывать указывать в явном виде операцию умножения (в противном случае 2i будет восприниматься как мнимая часть комплексного числа). Нестандартные операции над элементами матриц выполняются с использованием всех операций и функций непосредственно над элементами матриц. При этом зачастую приходится использовать так называемые ранжированные переменные - переменные с заданными пределами изменения и с заданным шагом изменения. Ранжированная переменная определяется следующим образом: вводится имя переменной и знак присваивания (можно комбинацией клавиш <Shift>+<:>), затем кнопкой "гПч подпанели Матрица вводится шаблон и на месте появившихся меток вводится начальное и конечное значение переменной, при этом шаг изменения переменной будет равен 1. Теперь, например, при определении матрицы в виде m-+j2 будут автоматически определены все ее элементы в пределах, установленных ранжированными переменными i и 1 = 0 2 j := 0 .. 2 т1 !-1 ;= i2+ j2
При определении ранжированной переменной можно задавать любой шаг ее изменения, отличный от единицы. Для этого кнопкой ]Гп подпанели Матрица (Matrix) вводится шаблон i 5=ll- в котором после первой метки вводится запятая клави- < > 1 :=i,i На месте первой метки нового шаблона вводится первое значе- ние ранжированной переменной, на месте второй метки - второе значение ранжированной переменной, а на месте третьей метки - последнее значение ранжированной переменной. Пример определения ранжированной переменной с шагом изменения 0.1 приведен ниже: i;= 1,1-1- 2 При частом использовании ранжированных переменных удобно определять их с помощью клавиш клавиатуры. Так, в предыдущем примере последовательность символов клавиатуры при задании ранжированной переменной будет следующей: <1><,><1><><1><;><2>. Заданные ранее значения ранжированных переменных можно отобразить в документе с помощью клавиши <=>; при этом значения ранжированной переменной выводятся в виде таблицы: i := 1 .. 3 i = Отметим, что при большом количестве значений ранжированной переменной выводятся только первые 16 элементов, а остальные можно просмотреть с использование ем полосы прокрутки, которая появляется при щелчке левой кнопкой мыши на любом значении ранжированной переменной. 0 ... 139 140 141 142 143 144 145 ... 162
|