8(495)909-90-01
8(964)644-46-00
pro@sio.su
Главная
Системы видеонаблюдения
Охранная сигнализация
Пожарная сигнализация
Система пожаротушения
Система контроля удаленного доступа
Оповещение и эвакуация
Контроль периметра
Система домофонии
Парковочные системы
Проектирование слаботочных сетей
Аварийный
контроль
Вы находитесь в разделе Типовых решений систем безопасности

Пожарные авто первой помощи: реализация концепции





В начале октября 2003 года в Москве на ВВЦ на выставке "Пожарная безопасность XXI века-2003" было заметно увеличение числа пожарных автомобилей легкого класса, предлагаемых потребителю. Прежде всего, речь идет о пожарных автомобилях первой помощи (АПП), которые так же несколько лет назад были "экзотикой" на отечественном рынке. Чем обусловлена эта тенденция? Какое будущее ждет АПП в России?

Концепция быстрого реагирования



Свои версии АПП на выставке в Москве представили все изготовители пожарных машин, доминирующие на российском рынке. Что это: случайность, дань моде или концептуальные решения? Можно считать что ближе всего к реальности третья версия: концепция быстрого реагирования получила импульс к своей реализации. Какой же смысл вкладывают специалисты в понятие "концепция быстрого реагирования" (далее - концепция)?

Решающее влияние на цикл развития пожара, размеры причиняемого им ущерба, и на вероятность гибели людей от опасных факторов пожара оказывает фактор времени.



Сокращение времени от момента сообщения о пожаре до начала тушения прибывшими оперативными подразделениями позволяет приступить к ликвидации пожара на более ранней стадии его развития, повышает эффективность тушения и проведения аварийно-спасательных работ, сокращает ущерб и снижает вероятность гибели людей. Эти факторы являются определяющими при разработке концепции быстрого реагирования.

Главная идея концепции - сокращение времени "свободного" развития пожара (или времени до начала оперативного вмешательства - для других происшествий). Изначально предполагалось, что достичь этого можно за счет повышения скорости и маневренности пожарных автомобилей (ПА), что предопределило выбор для реализации на практике концепции ПА легкого типа (с полной массой до 7,5 т) новой генерации.

Конечно, было бы весьма желательным, чтобы такие авто прибывали к месту пожара как можно быстрее и опережали основные авто тушения, но в условиях современного города это кажется маловероятным. Высокая интенсивность дорожного движения и плохое состояние дорожного полотна уравнивает средние скорости всех автомобилей транспортного потока, а использование пожарным автомобилем своего преимущества при движении "по тревоге" становится затруднительным маневром из-за некорректного поведения других участников движения.

Между тем каждая минута, потерянная при движении на пожар, может обернуться гибелью людей (по статистике, приводящейся в зарубежной печати, - двух человек на каждые 100 пожаров), ведет к увеличению площади пожара к началу его тушения и соответственно требует привлечения дополнительных сил и средств.

Решение обозначенных проблем связано с применением принципиально новых высокодинамичных транспортных средств, к каковым можно отнести авто быстрого реагирования легкого (а в некоторых ситуациях суперлегкого) класса, оснащенных современными средствами тушения и спасения.

Согласно статистике, около 80% пожаров в жилом секторе городов имеют площадь, не превышающую 30 м2, и вполне могут быть ликвидированы легкими пожарными автомобилями быстрого реагирования (рис. 1).

Многие зарубежные фирмы, специализирующиеся на выпуске пожарной и аварийно-спасательной техники, предлагают большое количество моделей АПП, которые представляют собой обособленный тип автомобилей тушения. В отечественной практике за автомобилем данного типа закрепился термин "автомобиль первой помощи" (АПП). Зарубежные фирмы-изготовители для обозначения пожарных автомобилей этого типа используют англоязычные названия rapid intervention vehicle, quick response unit. Дословный перевод - автомобиль быстрого вмешательства, устройство быстрого отклика - однозначно определяет смысл терминов, но смысл названия, понимается будто бы этот автомобиль предназначен лишь для прибытия на место пожара быстрее других автомобилей. Вместе с тем главным является не только оперативность движения, но и быстрое введение в действие средств пожаротушения, что подразумевается в дословном переводе истинного названия обсуждаемого типа пожарных автомобилей и определяет его комплектацию пожарным и аварийно-спасательным оборудованием.

понятие "автомобиль первой помощи" (или "быстрого реагирования") означает автомобиль быстрого введения в действие. Оборудование такого автомобиля позволяет осуществлять функционирование технических средств по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ в течение времени, необходимого для развертывания основных сил (равно как и для оперативного принятия мер при других чрезвычайных ситуациях, помимо пожаров).

Первые АПП, созданные в разных странах, имели один общий недостаток: их пытались приспособить на все случаи жизни (безадресная концепция). А это,, вело к оснащению их большим количеством оборудования, перезагрузке, снижению маневренности: в результате все изначально заложенные преимущества нивелировались, и автомобиль становился неэффективным. Тем не менее концепция была признана перспективной, и ее дальнейшее развитие идет по двум направлениям.

Первое направление - создание АПП легкого типа с адресным целевым назначением, определяющим функциональность машин (разведка и локализация пожара; ликвидация последствий ДТП; применение на пожароопасных производствах и т.п.).

Можно говорить о том, что уже определилась концепция такого ПА: полная масса - до 7,5 т; запас воды - от 400-500 до 1000 л; боевой расчет - 3-4 человека (иногда 5 человек); комплектация - аварийно-спасательный инструмент, высокопарная мотопомпа, приборы контроля за окружающей средой на месте инцидента, иногда - оборудование для оказания первой медицинской помощи. Максимальная v 120-150 км/ч.

В некоторых странах уже приняты технические регламенты, определяющие национальные требования к таким АПП. Например, в своде законов Чешской Республики № 254/1999 установлено, что АБР (так называются АПП в этой стране) классифицируется на две весовые категории:

  • АБР-1 с полной массой до 2 т, удельной мощностью не менее 35 кВт/т (47 л.с./т);
  • АБР-2 с полной массой от 2 до 7,5 т, удельной мощностью не менее 20 кВт/т (27 л.с./т).

Параметры насосного агрегата, определенные регламентом, должны обеспечивать подачу 20 л/мин при напоре 4 МПа (40 м вод. ст.) в течение не менее чем 5 мин., длина струи - не менее 20 м.

Второе направление - придание свойств быстрого реагирования пожарным автомобилям среднего класса (с полной массой более 7,5 т) по классификации евронорм EN 1846.

Достигается это в первую очередь повышением мощностных показателей ПА, применением неординарных компоновочных мер (суперплотная и суперузкая компоновки, снижающие габаритные размеры) и шасси с управляемой задней осью (полноповоротные шасси) и с АБС.

Применение названных мер позволяет создать высокодинамичные, маневренные ПА среднего класса, выполняющие функции АПП и имеющие более широкие возможности благодаря расширенной комплектации и большего количества вывозимых средств тушения.

Последующее развитие концепции быстрого реагирования направлено на повышение функциональных возможностей АПП и поиска оптимальной тактики их оперативного использования.

Техническая реализация концепции

После долгих дискуссий о роли и месте АПП в системе технического оснащения оперативных подразделений было принято решение о целесообразности создания таких автомобилей и в нашей стране.

В числе отечественных производителей автомобилей первой помощи - ОАО "Пожтехника" (г. Торжок), ведущее в России и СНГ предприятие по выпуску всего спектра ПА, определенного действующим типажом.

В 2003 г. приемочной комиссией были приняты и рекомендованы к серийному производству два АПП, созданных этим предприятием на шасси "Газель": АПП 0,5-2 (3302) с боевым расчетом 3 человека и АПП 0,5-2 (33023) с боевым расчетом 5 человек (рис. 2).

По мнению МВК, технический уровень и функциональные возможности этих машин соответствуют требованиям, предъявляемым к данному классу пожарных автомобилей.

Оба автомобиля укомплектованы малорасходными высоконапорными мотопомпами с автономным приводом "Файер-СКИД" фирмы "Магирус" (подача 50 л/мин при напоре 400 м вод. ст.), баком для воды оригинальной конструкции вместимостью 500 л, переносным электроагрегатом мощностью 4 кВт и комплектом аварийно-спасательного инструмента, отвечающего требованиям МЧС.

В 2003 г. по заказу МЧС ОАО выпущена промышленная партия АПП 0,5-2 (33023) с боевым расчетом 5 чел., поступившая на вооружение подразделений пожарной охраны различных гарнизонов.

Свои версии АПП на шасси "Газель" различных модификаций предлагают и другие производители пожарных машин.

На рис. 3 представлен автомобиль первой помощи АПП-2 на шасси "Газель" ГАЗ-33023 с дизельным двигателем, созданный фирмой "Темперо-групп" (г. Москва). Он оснащен средненапорной насосной установкой FOX фирмы "Розенбауэр" (Австрия) с автономным приводом, которая обеспечивает подачу 600 л/мин при напоре 160 м вод. ст.; баками для воды (500 л) и пенообразователем (30 л).

Отличительной особенностью этого автомобиля является наличие на нем лафетной установки (расход до 10 л/с), работа которой контролируется микроциклорной системой управления (направление и v разворота, переключение клапанов насоса) с выносного пульта. При этом заданные оператором параметры запоминаются и могут быть воспроизведены установкой в автоматическом режиме.

Функциональные возможности автомобиля расширены за счет введения в комплектацию одной или двух (по желанию потребителя) ранцевых установок пожаротушения РУПТ 1-0,4 ("Игла"). В состав оборудования включен также компрессор высокого давления MINI-II с бензиновым или электрическим приводом. Он предназначен для заправки баллонов высокого давления как техническим воздухом (установка "Игла"), так и воздухом для дыхания (пожарные дыхательные аппараты). Масса компрессора с бензиновым приводом (двигатель Honda) всего 30 кг.

Автомобили первой помощи на шасси "Газель" предлагают потребителям также Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования, ООО "Бранд-Мастер" (г. Санкт-Петербург), ЗАО "Средства спасения" (г. Москва), Урало-Сибирская пожарно-техническая компания (г. Челябинск), ООО "Компания Титал" и другие производители. Отличаются эти авто комплектацией, концептуальным подходом (контейнерные АПП, модели с расширенными аварийно-спасательными функциями), численностью боевого расчета и т.д.

В последнее время востребованными оказались многофункциональные АПП среднего класса с полной массой до 7,5 т, позволяющие наиболее полно реализовать идеологию быстрого реагирования. Такие ПА созданы ОАО "Пожтехника" и АМО "ЗИЛ" на шасси ЗИЛ-5301 ("Бычок"). авто этих предприятий задействованы при проведении управленческого эксперимента по применению АПП, о котором будет сказано ниже (рис. 2, нижний ряд).

Отличительной особенностью АПП среднего класса является применение на них стационарных насосов высокого давления (или комбинированных), привод которых осуществляется от штатного двигателя шасси. Вместимость цистерны на таких ПА увеличена до 800-1000 л, что обеспечивает время автономной работы до 7-8 мин.

Концептуальный подход к созданию АПП за рубежом

В программе производства всех ведущих мировых изготовителей ПА на данный момент есть пожарные авто первой помощи. При этом фирмы были вынуждены отказаться от господствовавшего в конце XX века представления о том, что АПП должен создаваться на шасси с полной массой не более 3,5 т.

Практика оперативного использования АПП за рубежом показала, что наиболее эффективными являются многофункциональные модели таких ПА с полной массой 5,5-6,0 т, более адекватно отвечающие своему назначению.

Уже появились первые модельные ряды АПП, построенные по величине вместимости цистерны. Например, модельный ряд АПП фирмы "Сидес" (Франция) выглядит следующим образом: 200 л, 400 л (2 модели), 800 л.

Общим элементом всех этих ПА является мощностью 18 кВт, и оснащение их малорасходной высоконапорной мотопомпой (подача 40 л/мин при напоре 400 м вод. ст.). Полная масса этих АБР находится в пределах 5,5-6,6 т. Базовые шасси - Renault, Mersedes, IVECO Deily, удельная мощность более 20 л.с./т.

Возможна также комплектация указанных ПА встроенным насосом нормального давления с подачей 750 л/мин при напоре 75 м вод. ст. В этом случае они оснащаются рукавными катушками с полужестким рукавом длиной 80 м (рис. 4, верхний снимок).

Фирма "Магирус" (Германия) предлагает модельный ряд автоцистерн легкого класса с элементами аварийно-спасательного ПА, которые выполняют функции АПП. Они оснащены мотор-насосным агрегатом Euro Fire 2000 нового поколения, отличающимся высокой функциональностью (рис. 4, нижний снимок).

Идея "многофункциональности" удачно реализована в пожарно-спасательном автомобиле быстрого реагирования Magirus FRAP на шасси IVECO. Современный дизайн, компактная форма, высокое значение максимальной скорости, "активная" красно-желтая окраска призваны обеспечить требуемую оперативную подвижность этого автомобиля в плотном транспортном потоке: по замыслу разработчиков он должен первым прибыть к месту ЧС и обеспечить выполнение работ в соответствии со своими функциональными возможностями (рис. 5).

Данный автомобиль может выполнять следующие функции:

  • доставка личного состава к месту происшествия (для этого на нем предусмотрено 9 сидений (8+1);
  • локализация загорания с целью доступа к пострадавшим (автомобиль оснащен высоконапорной мотопомпой Danfoss с баком на 200 л и катушкой быстрого развертывания);
  • проведение первичных операций по спасению пострадавших (в комплектацию включен спасательный инструмент, средства освещения, встроенный генератор мощностью 5 кВт, другие технические средства);
  • оказание первой доврачебной помощи пострадавшим, транспортировка их в стационарные медицинские учреждения (на автомобиле предусмотрен медицинский отсек с реанимационным и другим медицинским оборудованием).

По мнению создателей этого автомобиля, он может найти применение в качестве АПП при авариях на транспорте, в аэропортах, в регионах с плохо развитой инфраструктурой и использоваться до прибытия основных сил и средств. Максимальная v этого АПП достигает 133 км/ч, полная масса - 5,5 т. На некоторых моделях АПП других фирм спасательные функции выражены более явно. В последней разработке французской фирмы "Сидес", которую она назвала "пожарный эвакомобиль", около 2/3 объема кузова занимает медицинский отсек, имеющий необходимое оборудование для поддержания жизни пострадавших при их эвакуации из зоны ЧС, остальной объем приходится на насосную установку и ПТВ.

Средства тушения на АПП: новые технологии подачи

Средства тушения, применяемые на АПП нового поколения, остаются традиционными (вода, пена, порошок и их комбинации), совершенствуются способы подачи этих средств.

Новой тенденцией, которая нашла воплощение не только за рубежом, но и на отечественных АПП новой генерации, является оснащение этих автомобилей высоконапорной малорасходной мотопомпой. Параметры таких мотопомп (рис. 6), используемых для комплектации АПП, представлены в табл. 1.

Высоконапорные мотопомпы в качестве насосного агрегата используются на АПП легкого класса. АПП среднего класса комплектуется встроенными насосами высокого давления (из отечественных - НЦПВ-4/400) и комбинированными (типа НЦПК-40/100-4/400). По своим параметрам они соответствуют зарубежным аналогам.

Отличительной конструктивной особенностью используемых насосных агрегатов является наличие автоматической вакуумной и дозирующей систем, расположенных непосредственно на насосных агрегатах.

Из стволов, которыми оснащают АПП, необходимо отметить ствол-распылитель СРВД-2/300 - универсальный перекрывной ствол, предназначенный для формирования и направления сплошной или распыленной струй воды и воздушно-механической пены низкой кратности.

Для получения эффективного распыла воды при нормальном давлении применяются также стволы серии ОРТ - ОРТ-50, 50А.

Технические решения, использованные в конструкции ствола, позволяют осуществлять подачу воды в разных режимах и формировать спектр различных видов струй и их комбинаций, и обеспечивать высокое качество распыления с широким диапазоном угла факела.

Для оперативного подавления очагов пожаров высокоскоростной водяной струей все чаще используется ранцевая установка пожаротушения "Игла 1-0,4", оснащенная дыхательной системой (время работы 20 мин.). Установка позволяет при малом расходе огнетушащего состава локализовать и подавлять горение в помещениях и на открытом пространстве. Запас воды (10 л) обеспечивает принцип. возможность первому звену, прибывшему к месту пожара, подавить очаги горения класса А, В, Е. Наличие дыхательной системы позволяет кратковременно защитить органы дыхания пожарного и выполнить первоочередные аварийно-спасательные мероприятия.

Одним из эффективных средств тушения, которые могут использоваться на АПП, являются порошковые составы, позволяющие максимально быстро уменьшить пламенное горение и исключить косвенный ущерб в сравнении с традиционным применением воды и пены.

Для подачи порошковых средств тушения в очаг пожара могут использоваться как традиционные способы (применение ручных или ранцевых порошковых огнетушителей), так и принципиально новые.

Тушение локальных очагов горения классов А и Б в труднодоступных местах и замкнутых объемах (жилые отдельной квартиры, подвалы, чердаки) на АПП может осуществляться ручным импульсным средством пожаротушения (РИСП) - противопожарной гранатой.

При незначительном весе изделия, который составляет всего 1,7 кг, высокая эффективность пожаротушения РИСП, выгодно отличающаяся от традиционных средств пожаротушения, достигается за счет комбинированного (химического и динамического) воздействия огнетушащего порошкового состава на очаг.

К этому же классу средств тушения можно отнести и генератор огнетушащего аэрозоля оперативного применения АГС-5, предназначенный для локализации и тушения пожаров подразделениями пожарной охраны в труднодоступных местах.

Его принцип действия основан на объемном тушении или локализации загораний огнетушащим аэрозолем, образующимся при сгорании заряда аэрозолеобразующего огнетушащего состава, находящегося в корпусе генератора.

Комплектация АПП

Комплектация АПП пожарно-техническим вооружением (ПТВ) и аварийно-спасательным оборудованием осуществляется исходя из принципов минимальной необходимости и функциональной адаптивности к особенностям защищаемого объекта (города, района, населенного пункта).

Структура комплектующих для оснащения АПП идентична оснащению автоцистерн "первого хода" и включает следующие группы оборудования:

  • средства тушения загораний;
  • средства индивидуальной защиты личного состава;
  • спасательное оборудование;
  • аварийно-спасательный инструмент (механизированный, немеханизированный);
  • электросиловое оборудование и сигнальные приборы;
  • средства связи;
  • приборы для проведения химической и радиационной разведки;
  • санитарное оборудование;
  • прочее оборудование (определяется заказчиком).

С учетом специфики применения АПП названные группы оборудования имеют номенклатуру, отличающуюся от АЦ.

В ряде стран исполнение и комплектация АПП установлены законодательно. Например, регламентом Чешской Республики предусмотрено изготовление АБР в четырех вариантах: основном, сокращенном, расширенном и специальном. Каждое из этих исполнений имеет комплектацию, соответствующую своему назначению; перечень комплектующего оборудования представлен в регламенте для каждого исполнения.

Управленческий эксперимент по использованию АПП

По указанию МЧС России в первом полугодии 2003 г. в УГПС десяти регионов страны был проведен уникальный управленческий эксперимент по использованию АПП в реальных условиях оперативной деятельности подразделений пожарной охраны. Экперимент был проведен с целью оптимизации показателей оперативного реагирования и определения путей снижения эксплутационных расходов при тушении пожаров в городских условиях, в том числе при сложных маршрутах движения и затруднениях проезда по магистралям, в зонах высотной застройки, на потенциально опасных объектах.

В качестве АПП при проведении эксперимента использовались выпускаемые отечественной промышленностью автоцистерны легкого типа на шасси "Бычок", и авто первой помощи на шасси "Газель". Всего в эксперименте было задействовано 29 автомобилей, которые совершили около 5800 выездов на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

Результаты эксперимента подтвердили эффективность (в определенных условиях) применения АПП по сравнению с автоцистернами "первого хода". В качестве примера на диаграмме (рис. 7) показаны параметры оперативного реагирования АПП и АЦ, полученные в ходе натурного эксперимента в УГПС Калужской области, - преимущества АПП очевидны.

В среднем по стране АПП прибывал к месту вызова на 1,5 мин. раньше основных сил ГПС, при этом использование АПП позволило снизить расход топлива фактически на 6 л за один выезд.

Личным составом отделений АПП при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ было спасено 396 человек. Личный состав АПП в ходе эксперимента около 1200 раз проводил боевое развертывание с подачей "первого ствола", причем делал это в среднем на 1,3 мин. быстрее основных сил ГПС.

В комплектации участвовавших в эксперименте АПП находилось 24 ранцевых установки "Игла 1-04", которые 277 раз использовались при тушении пожаров. Аварийно-спасательный инструмент использовался 187 раз. Частота использования специального оборудования при оперативных выездах АПП приведена в табл. 2.

Результаты эксперимента позволили сделать важный вывод: автомобиль первой помощи можно использовать как самостоятельную тактическую единицу.

Использование АПП в ликвидации последствий реальных происшествий (пожары, аварии, ДТП и т.п.) подтвердило, что он может применяться в целях:
  • спасения пострадавших и оказания им первой доврачебной помощи (при пожаре или аварии);
  • ликвидации пожара в начальной стадии развития или сдерживания его до прибытия основных сил и средств;
  • ликвидации горения различных веществ и материалов, в том числе электроустановок под напряжением;
  • проведения аварийно-спасательных работ на транспорте, промышленных объектах и т.д.

В то же время обозначились и некоторые проблемы. Эксперимент показал, что АПП не являются универсальной тактической единицей: их использование неэффективно при тушении пожаров в сельских населенных пунктах, зданиях IV и V степеней огнестойкости, резервуарах хранения ЛВЖ и ГЖ, на складах и т.п. Не возможно обеспечение высокой средней скорости при большой плотности транспортного потока, плохом состоянии дорожного покрытия. Некоторые участники эксперимента отметили необходимость использования для создания АПП полноприводных шасси.

Результаты эксперимента были проанализированы на расширенном совещании-семинаре с участием руководителей МЧС, региональных органов ГПС, заводов - изготовителей пожарных машин. Общее мнение: введение в боевой расчет АПП, оснащенных современными средствами пожаротушения и аварийно-спасательным оборудованием, позволяет улучшить параметры оперативного реагирования, более эффективно с меньшими затратами проводить тушение пожаров.

У автомобилей первой помощи есть будущее, хотя идеология их создания и применения может претерпеть изменения.

Исследования по разработке оптимальных технических решений, тактики оперативного использования АПП, табелей боевого расчета и оснащения АПП решено продолжить.

Н.В. НАВЦЕНЯ
Заместитель начальника отдела ФГУ ВНИИПО МЧС России

Ю.Ф.ЯКОВЕНКО
Ведущий научный сотрудник ФГУ ВНИИПО МЧС России

Ю.С. КУЗНЕЦОВ
Ведущий научный сотрудник ФГУ ВНИИПО МЧС России




Читайте далее:
Аудит безопасности: реалии и заблуждения
Новые технологии пожаротушения
Об организации опытного функционирования ЕДДС на базе телефона "01"
Опыт США в борьбе с ядерным терроризмом
Оптимизация построения технических систем безопасности фармацевтического предприятия
Перспективные технические средства обнаружения загораний
Полимерные материалы пониженной горючести в инженерно-технических средствах защиты
Проблемы и перспективы частной охраны
Противопожарная безопасность учреждения культуры
Региональные органы управления МЧС России
Сетевые видеокамеры: нет места скепсису
CCTV: качество сервиса
Собственными силами
Спецтехника контроля и защиты информации: общие тенденции развития технологий
Технология мониторинга лесных (торфяных) пожаров по данным космической съемки