Раздел: Документация
0 ... 90 91 92 93 94 95 96 ... 127 жденном Указом Президента России 31 июля 1992 года № 812, и в постановлении Правительства России от 22 декабря 1992 года «О приватизации предприятий связи». В 1993 году была принята Конституция Российской Федерации. Конституция в качестве основного права каждого провозгласила право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию (статья 29). Конституция установила также множество других норм, связанных с информацией, например, право на тайну переписки и иных сообщений, ограничение которой допускается только на основании судебного решения (статья 23), запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (статья 24). В соответствии со статьей 71 (пункт «и») информация и связь отнесены к исключительно ведению Федерации. Система правового регулирования связи сегодня включает в себя нормативные правовые акты общего и специального характера. К числу актов общего характера (актов, являющихся общими для всех отраслей экономики и регулирующих вопросы, касающиеся широкого круга субъектов) относятся Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, федеральные законы «О естественных монополиях», «Об акционерных обществах», «О защите прав потребителей», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О техническом регулировании» и другие, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и акты федеральных органов исполнительной власти. Правовыми актами специального характера являются Федеральный закон «О связи» и принятые в его развитие постановления Правительства России, а также Федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», «Об электронной цифровой подписи», «О ратификации Устава и Конвенции Международного Союза электросвязи», «О почтовой связи» и другие. Заметим, что по Конституции России нормы и положения, которые содержатся в международных договорах Российской Федерации, ратифицированных в установленном порядке, имеют приоритет над национальным законодательством. Следует указать, что в нормативно-правовом плане в России из нескольких секторов телекоммуникаций, о которых мы упоминали в главе 3, наиболее глубоко и полно проработан вопрос, связанный с сектором электросвязи. В отношении других секторов существуют обширные законодательные пробелы, которые восполняются отдельными подзаконными актами. В конце 2005 г. в Государственную Думу Правительством Российской Федерации внесен проект Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Он разработан рабочей группой Мининформсвязи России. В пояснительной записке к проекту закона указывалось: «Разработка законопроекта направлена на достижение следующих целей: 1)устранение имеющихся пробелов и противоречий, в частности, приведение понятийного аппарата и механизмов регулирования в соответствие с практикой применения информационных технологий, в том числе, определение понятий «информационная система», «информационно-телекоммуникационная сеть», «электронное сообщение» и др.; 2)решение актуальных проблем, которые обозначил опыт существования Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» (например, определение правового статуса различных категорий информации, регулирование создания и эксплуатации информационных систем, установление общих требований к использованию информационно-телекоммуникационных сетей); 3)создание необходимой правовой основы для реализации конституционных прав граждан, защиты общественных и государственных интересов в сфере использования современных информационных технологий; 4)уточнение закрепленных в действующей редакции подходов к регулированию различных категорий информации. Принятие закона позволит: 1)приблизить законодательство Российской Федерации к международной практике регулирования информационных отношений; 2)устранить пробел в регулировании передачи информации как объекта гражданских прав; 3)унифицировать, как с понятийной, так и содержательной точки зрения принципы и правила регулирования информационных отношений; 4)заложить эффективную правовую основу создания и эксплуатации государственных и иных информационных систем; 5)законодательно закрепить принципы использования информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе, при международном информационном обмене; 6)установить основные правила и перечень способов защиты публичных и гражданских прав на информацию, защиты самой информации путем принятия основных правовых, организационных и технических (программно-технических) мер по ее защите». Этот закон принят 8 июля 2006 г. и подписан Президентом России 27 июля 2006 г. Содержание закона еще должно стать предметом глубокого рассмотрения, но первые впечатления позволяют сделать вывод, что он не в полной мере коррелируется с Федеральным законом «О связи». Думается, на смену отдельным отраслевым законам должно прийти законодательство об инфокоммуникациях, учитывающее, в том числе, положения, изложенные в данной книге. 0 ... 90 91 92 93 94 95 96 ... 127
|