Раздел: Документация
0 ... 91 92 93 94 95 96 97 ... 127 Глава 22. Закон «О связи» — основной закон российских телекоммуникаций 20 января 1995 года Государственной Думой Российской Федерации был принят первый российский Закон «О связи». Именно этот закон в течение 9 лет обеспечивал существенный рост и динамичное развитие сектора электросвязи российских телекоммуникаций. С целью кардинального совершенствования государственного регулирования телекоммуникационного сектора экономики, определения новых форм административного и экономического воздействия на субъекты правоотношений в сфере телекоммуникаций в течение нескольких лет готовилась новая редакция Закона. Он принят Государственной Думой 18 июня 2003 года, одобрен Советом Федерации 25 июня 2003 года и подписан Президентом Российской Федерации 7 июля 2003 г. С 1 января 2004 года Закон вступил в силу. Новый Закон состоит из 13 глав, включающих 74 статьи. Статья 67 в 2004 г. утратила силу, однако в 2006 г. Закон был дополнен статьей 51. Он уточняет и детализирует отдельные понятия старого Закона и вводит множество новаций. За время, прошедшее с момента принятия Закона, в него были внесены некоторые изменения и дополнения. Преамбула определяет основную идею Федерального закона: установить правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях. К сожалению, ни в преамбуле, ни в других главах Закона не определяется сам предмет Закона. Не определив понятие «связь», законодатель предоставил широкие возможности для его толкования. Первая статья определяет цели Закона. Главная из них — создание условий для оказания услуг связи на всей территории страны, защита интересов пользователей и осуществляющих деятельность в области связи хозяйствующих субъектов, а также обеспечение интересов государства. Вторая статья определяет основные понятия, используемые в Законе и соответственно, в принимаемых в его развитии подзаконных актах. В Законе наряду с понятием «оператор связи» введены еще две новых категории операторов: «оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования» и «оператор универсального обслуживания». Тут же устанавливаются критерии существенного положения: вместе с аффилированными лицами оператор должен обладать в географически определенной зоне нумерации или на всей территории Российской Федерации не менее чем двадцатью пятью процентами монтированной емкости либо иметь возможность осуществлять пропуск не менее чем двадцати пяти процентов трафика. Большая группа понятий в Законе охватывает технические термины. К сожалению, законодатели, включая в понятийный аппарат Закона эти термины, исходили из архитектуры традиционных сетей. Однако процессы в телекоммуникациях, о которых мы говорили в первой части книги, уже не позволяют рассматривать сети связи в традиционных терминах [51]. Необходимо уже сейчас приступить к переработке этой статьи Закона в соответствии с новыми реалиями телекоммуникационного мира. При этом необходимо учитывать, что длительное время традиционные сети и сети NGN будут существовать параллельно, взаимодействуя друг с другом. В третьей статье определена сфера деятельности Закона. Закон распространяется на три основные группы отношений: создание и эксплуатация всех сетей и сооружений связи, использование радиочастотного спектра, оказание услуг связи. Четвертая статья указывает, что законодательство Российской Федерации в области связи состоит из федеральных законов, нормативных правовых актов Президента России, Правительства России и федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время функции нормотворчества федеральных органов исполнительной власти, в основном, выполняют федеральные министерства в соответствии с Указом Президента России от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Положения статьи 5 Закона устанавливают многообразие форм собственности, а также подчеркивают, что изменение форм собственности на сети и средства связи не должно ущемлять или ухудшать право граждан и юридических лиц на пользование услугами связи. Статья 6 касается организации деятельности, связанной с размещением сооружений связи и средств связи. В последние годы этот вопрос приобрел важное значение и на практике достаточно часто возникали спорные ситуации, связанные с размещением средств связи, переносом или переустройством линий связи и сооружений связи. Кроме того, как подчеркивается в статье 7 Закона, сети и средства связи находятся под защитой государства. Это положение закреплено в «Правилах охраны линий и сооружений связи Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства от 9 июня 1995г. № 578. Правила предусматривают установление охранных зон линий и сооружений связи с особыми условиями их использования и производства в них работ. В «Правилах...» определены права и обязанности юридических и физических лиц при осуществлении хозяйственной деятельности в охранных зонах, а также требования к состоянию охранных зон. В седьмой статье Закона также устанавливается обязанность операторов связи по обеспечению защиты средств и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним. Статья 8 Закона подчеркивает, что регистрация прав собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения осуществляется в особом порядке, определяемом Правительством России. Такой порядок установлен постановлением Правительства от 11 февраля 2005г. № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи». Вторая часть этой статьи указывает, что порядок регистрации права собственности и других вещных прав на космические объекты связи устанавливается федеральными законами, но не Законом «О связи». Однако в третьей части этой статьи специально подчеркивается, что передача прав собственности на космические объекты (регулируемая другими законами) не влечет за собой передачу права на использование орбитально-частотного ресурса. Развитие положений статьи 6, связанных с особенностями строительства и эксплуатации линий связи на приграничной территории Российской Федерации и в пределах территориального моря Российской Федерации, осуществляется в статье 9 Закона. Определение порядка в этом вопросе законодатель возложил на Правительство Российской Федерации. Соответственно Правительство России постановлением от 9 ноября 2004 г. № 610 утвердило «Положение о 0 ... 91 92 93 94 95 96 97 ... 127
|