8(495)909-90-01
8(964)644-46-00
pro@sio.su
Главная
Системы видеонаблюдения
Охранная сигнализация
Пожарная сигнализация
Система пожаротушения
Система контроля удаленного доступа
Оповещение и эвакуация
Контроль периметра
Система домофонии
Парковочные системы
Проектирование слаботочных сетей
Аварийный
контроль
Вы находитесь в разделе Типовых решений систем безопасности

Система сертификации в области пожарной безопасности как элемент технического регулирования



В июле 2003 года вступил в силу Федеральный закон "О техническом регулировании"1, который устанавливает принципы технического регулирования и обеспечивает:

  • применение единых правил установления требований к продукции, циклам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, и к выполнению работ или оказанию услуг;
  • соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, и уровню научно-технического развития;
  • независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
  • единую систему и правила аккредитации;
  • единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
  • единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
  • недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
  • недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
  • недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
  • недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Согласно пункту 3 статьи 4 Закона "О техническом регулировании" федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. Все обязательные требования могут быть установлены только в технических регламентах.

Предпосылки появления новых документов

Для реализации основных положений указанного Закона требуется разработка новых документов, и Закон предусматривает переходные положения. Так, первый пункт статьи 46 Закона устанавливает: "Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, циклам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей следующим целям:

  • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физ. или юр. лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей".

техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в переходном периоде в соответствии с действующими требованиями нормативных документов. В дальнейшем, по мере разработки соответствующих технических регламентов, существующие нормы будут приобретать характер добровольного использования, в том числе и для подтверждения соответствия требованиям технических регламентов.

В настоящее время в журнале "Вестник технического регулирования" опубликованы уведомления о начале разработки МЧС России семи технических регламентов по пожарной безопасности – общего технического регламента "Пожарная безопасность. Общие требования" – и специальных технических регламентов, имеющих макроотраслевое применение:

  • "Требования пожарной безопасности для зданий и сооружений";
  • "Требования пожарной безопасности для продукции";
  • "Требования пожарной безопасности для нефтегазового комплекса";
  • "Требования пожарной безопасности для городов и населенных пунктов";
  • "Требования пожарной безопасности для промышленных предприятий";
  • "Требования пожарной безопасности для циклов и методов производства, эксплуатации и утилизации".

С проектами технических регламентов можно ознакомиться в ФГУ ВНИИПО МЧС России. Эти технические регламенты в основном охватят все сферы обеспечения пожарной безопасности. Вместе с тем все конкретные рекомендации по использованию и применению пожарно-технической продукции, средств обеспечения пожарной безопасности, тактики пожаротушения и т.д. будут содержаться в нормах, правилах и стандартах по пожарной безопасности.

Более подробно хотелось бы остановиться на переходном периоде.

18 июня 2003 года министром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К. Шойгу был подписан приказ = 312. Этим приказом были утверждены новые нормативные правовые акты Системы сертификации в области пожарной безопасности (ССПБ) – Положение о Системе сертификации в области пожарной безопасности и Порядок проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности. Утверждение этих документов как бы символизирует собой границу м. двумя значительными этапами в деятельности ССПБ – периодом ее рождения и становления и предстоящим периодом перехода к подтверждению соответствия в рамках Закона "О техническом регулировании".

Одной из важнейших задач при изменении основополагающих документов ССПБ является приведение их в соответствие с многочисленными изменениями, происшедшими в смежных с ССПБ областях, и перенесение на бумагу опыта, накопленного за прошедшие 7 лет. Столь же важным должно быть такое построение документов, чтобы они не потеряли актуальности как можно дольше. Но насколько это удалось, будет ясно так же нескоро.

В рамках статьи практически невозможно подробно остановиться на всех отличиях новых документов от старых и причинах изменений. Поэтому проанализированы будут только некоторые из них, наиболее существенные.

Основные изменения в нормативных документах

Прежде всего стоит отметить, что из документов исчезло упоминание об услугах.

Это связано не только с тем, что Законом о техническом регулировании обязательная сертификация услуг не предусмотрена, но и с тем, что документы Системы при ее перерегистрации в Министерстве юстиции должны включать ссылку на действующую Номенклатуру услуг, подлежащих в ней обязательной сертификации. Такой документ в ССПБ отсутствовал. Вместе с тем правила Системы построены что при наличии вышеупомянутой Номенклатуры и документа, описывающего порядок сертификации услуг, их сертификация в ССПБ возможна.

В новых документах четко определен статус ССПБ как системы, объединяющей обязательную и добровольную сертификацию, более подробно изложены отличия в правилах обязательной и добровольной сертификации.

В новом Положении подробно и более точно, по сравнению со старым документом, описаны объекты сертификации. В то же время новое определение оставляет больше возможностей для будущего внесения изменений в "Порядок...". В прежних правилах объекты сертификации определялись как "... продукция промышленности, строительной индустрии и предпринимательской деятельности, в том числе импортируемая в Россию (вещества и материалы, строительные конструкции, средства производства и обеспечения пожарной безопасности, технологические установки, циклы, транспортные средства, электронные, электротехнические изделия, их элементы и совокупности)".

Объекты сертификации в новом Положении – это "...продукция, предназначенная для защиты граждан от опасных (вредных) внешних воздействий пожара, в том числе:

  • средства обнаружения пожара;
  • средства индивидуальной защиты пожарных и граждан от пожара;
  • средства оповещения о наличии пожара, средства нормализации воздушной среды и освещения при пожаре;
  • средства локализации или ликвидации пожаров и их воздействий;
  • другая пожарно-техническая продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности".

Кроме того, это и "Пожароопасная продукция (товары для личных (бытовых) нужд граждан, продукция производственно-технического назначения и строительная продукция)".

В структуру ССПБ введены: научно-методический центр (основными функциями которого являются анализ работы Системы и разработка предложений по ее совершенствованию, и методическое и техническое обеспечение работы Системы) и заявители. Формальное включение в структуру заявителей (изготовителей, продавцов сертифицируемой продукции) позволило определить их статус, права и обязанности.

Более четко разделены функции органов по сертификации (ОС) и испытательных лабораторий (ИЛ) и их ответственность за различные этапы работ по сертификации. Так, в ряде положений установлена более строгая ответственность ОС за выполнение работ, проводимых по его поручению другими участниками Системы или организациями. Детально определены условия, при которых ИЛ выполняют этапы работ, не входящие в их основные функции.

В новое Положение введены более четкие критерии аккредитации, которые позволят проводить эту часть работы в Системе в настоящее время и в будущем и при этом обеспечить доверие к деятельности участников Системы.

В разделе "Порядок проведения сертификации" более четко определены схемы, по которым проводится сертификация продукции. Круг схем, возможных для применения при обязательной и добровольной сертификациях, расширен.

Более подробно (с учетом накопленной практики) описаны этапы проведения сертификации.

Введены требования к составлению таких ключевых документов процедуры сертификации, как решение по заявке, акт отбора образцов, протокол сертификационных испытаний, сертификат пожарной безопасности. В прежних документах были приведены только рекомендуемые формы бланков этих документов без описания критериев их составления и их роли в цикле сертификации. Практика показала, что эти документы, будучи составленными в соответствии с формальными бланками, плохо выполняют предназначенную им роль.

Введены правила переоформления сертификатов, более подробно описаны процедуры приостановления, возобновления и отмены действия сертификатов.

Выделены в отдельный раздел и более подробно по всему тексту описаны правила идентификации объектов сертификации, поскольку идентификация является одним из ключевых этапов сертификации.

Впервые в российской практике введены порядок и правила проведения повторной сертификации.

При описании процедуры инспекционного контроля более четко определены возможные варианты подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям, что в конечном итоге, с одной стороны, должно упорядочить эту процедуру, а с другой – снизить материальные и временные затраты на проведение контроля. Также в новых документах установлена ответственность обладателей сертификатов за непредоставление возможности проведения контроля.

В целом правила ССПБ не противоречат основным принципам Федерального закона "О техническом регулировании" и позволяют провести объективное подтверждение соответствия продукции требованиям пожарной безопасности.

В заключение хотелось бы пригласить производителей пожарной техники, и лиц, имеющих большой опыт работы в области пожарной безопасности, к обсуждению проектов новых документов. Ценными представляются предложения специалистов по совершенствованию существующих норм и правил. Это позволит избежать ошибок при разработке обязательных требований.




Читайте далее:
Радиоканальные приемно-контрольные приборы и внутриобъектовые системы Основные характеристики
Радиоволновые извещатели для охраны периметра
Рассерженные клиенты -ваши лучшие друзья
Securition в России: традиционное качество и новые технологии
Система речевого оповещения и озвучивания VM-2000
Системы противодымнои защиты зданий: проблемы проектирования
Со счетов списывать рано
Cиcтeмa пожарной сигнализации Detectomat
Техническое регулирование и эксплуатация средств пожарной автоматики и охраны объектов: реалии и пер
Линейные пожарные дымовые извещатели (ИПДЛ)
Australian Monitor
Тенденции развития пожарных извещателей
Доверьтесь профессионалам
Вибрационные извещатели с кабельным чувствительным элементом
Вневедомственная охрана: профилактика имущественных преступлений