8(495)909-90-01
8(964)644-46-00
pro@sio.su
Главная
Системы видеонаблюдения
Охранная сигнализация
Пожарная сигнализация
Система пожаротушения
Система контроля удаленного доступа
Оповещение и эвакуация
Контроль периметра
Система домофонии
Парковочные системы
Проектирование слаботочных сетей
Аварийный
контроль
Раздел: Документация

0 ... 18 19 20 21 22 23 24 ... 49

\

/=/3/(1+2Гп/Гн) Хч

f

Рис. 5.19. Переходные функции тока, ЭДС преобразователя и двигателя при скачке задания на входе контура регулирования тока

Т1

»з 3 его интегральная составляющая , 1Т- обусловливает кт21 пКт*пР

линейное нарастание ЭДС преобразователя еп и, следовательно, линейное нарастание ЭДС двигателя ед (рис. 5.19). При достижении предельного значения е„ = Еп тахток начинает снижаться, стремясь к нулю при отсутствии момента нагрузки. В установившихся режимах при М = Мс и I = 1с интегральная составляющая ПИ-

регулятора обеспечивает постоянное значение тока / = /3 = .

Ко.т

При этом электромеханическая характеристика двигателя представляет собой вертикальную прямую в диапазоне скоростей, определяемом значениями ±Enmm.

Контур тока входит в состав объекта управления контура скорости. Без учета ЭДС двигателя (ключ К1 на рис. 5.17 разомкнут) и при Мс = 0 передаточная функция разомкнутого контура скорости имеет вид:

где DT(p) = 2Тр(Тр + 1) + 1 - характеристический полином оптимизированного замкнутого контура тока.

Настраивая контур скорости на модульный оптимум с желаемой передаточной функцией

Wuy"M = ATpDjipY определяем тип и параметры регулятора скорости:

ЛИГ ( „\ ОжелС/7) k0TkaJ кот Тм j/с 79.

w?c{p) = ЖАрТ = ЩТГГкЖ 47; =крс- (572)

Для получения МО в контуре скорости требуется П-регулятор скорости, реализуемый как усилитель с характеристикой управления:

иРС = кРСиу для -иК < иу < ик,

ырс = "нас Sign Uy для \uy I > UK,

где wHac = w3 т = k0T I3.

Передаточная функция замкнутого контура скорости (ключ К2 на рис. 5.17 замкнут) относительно скорости определяется выражением

ад-4\%г n*74 г(5-73)

»3.Лр) 4TpDT(p) + l

где малая постоянная времени 7 = Тп.

Реакция оптимизированного контура скорости на возмущение по моменту нагрузки при изс = 0 определяется передаточной функцией по данному воздействию, которая находится из структурной схемы рис. 5.17:

W(p) = P± = ME* Ml(5 74)

WP) МХр) AT,pDT(p) + \ p3 °JV

где Рз - жесткость механической характеристики электропривода с настроенным на МО контуром скорости;

/ Т

В = = в " Рз 4ГМ Р4Т/

где р - жесткость естественной механической характеристики электропривода (р = J/TM).

Регулирование скорости пропорциональным регулятором оказывается статическим. В зависимости от значения отношения ТМ/(4Т) жесткость замкнутого электропривода может быть больше, меньше или равной жесткости естественной характеристики (рис. 5.20).

Для получения астатического регулирования скорости может быть использован симметричный оптимум на основе ПИ-регуля-тора скорости (ПИ-PC). Согласно (5.72) передаточная функция ПИ-PC определяется на основании известной для СО желаемой передаточной функции разомкнутого контура:

W (п) - st»p + l k*jp щр + 1

PCW S-4-T?p2DT(p)lVK,(P) щр


со

1 2 3

/ / /

4

/

/

5

t

1

1

\

)

1

1,М

Рис. 5.20. Механические характеристики электропривода с подчиненным регулированием тока и скорости:

1 - при ПИ-РС; 2 - при П-РС и ГМ/(4ГЦ) > 1; 3 - при П-РС и ТМ/(4Т) =\;4-при П-РС и ТМ/(4Т) < 1; 5 - динамическая механическая характеристика

Передаточная функция замкнутого контура скорости с ПИ-РС определяется выражением

WW + > . (5.76)

"3.c(/j) 87>[4Гмр/Л.(/>) + 1] + 1

Реакция оптимизированного по СО контура скорости на возмущение по моменту нагрузки при изс = 0 определяется передаточной функцией

wAco(i) DT(p) ЩрМс

мКЮ Мс(р) STllp[4TiipDT(p) + \] + l 83

Регулирование скорости при ПИ-РС оказывается астатическим, т. е. механическая характеристика электропривода вне действия то-коограничения имеет в установившихся режимах (р = 0) бесконечно большую жесткость (характеристика 1 на рис. 5.20). Согласно формулам (5.73), (5.76) характеристические полиномы замкнутого контура скорости с П-РС и ПИ-РС имеют соответственно третий и четвертый порядки. В практических расчетах данные полиномы заменяют без значительной погрешности на полиномы второго порядка, пренебрегая в контуре тока малой постоянной времени Гй (DT(p) = Tj> + 1 = 2Тр + 1) или принимая контур тока за безынерционный (DT(p) =1).

Отработка контуром скорости скачков задающего воздействия или момента нагрузки в относительных единицах ю/со3, М/Мс или i/Ic согласно передаточным функциям (5.76) и (5.77) показана на рис. 5.21. Отработка небольшого скачка задания скорости, когда отсутствует насыщение регулятора скорости (иРС < ынас), происхо-

» с;

М/Мс;

co/coj

1,6-

1,4-

1,2-

/ 1

1,0-

/ /

0,8-

/

У /

0,6-

/

0,4-

/ / 3 1 /

0,2-

/ /

/ /

0

.

41

-0,2 -0,4 -0,6 -0,8 -1,0 Дсо/(Л/с/рз)

Рис. 5.21. Переходные функции относительных значений тока, момента, скорости по задающим воздействиям при модульном оптимуме (/), симметричном оптимуме без входного фильтра (2) и с входным фильтром (3), а также переходные функции относительного перепада скорости по скачку момента нагрузки при симметричном (4) и модульном (5) оптимумах

дит при П-РС с перерегулированием ст = 8 % (кривая /), а при ПИ-РС и фильтре с постоянной времени 8Гцна входе контура - с ст 6,2 % (кривая 3).

Аналогично протекает и процесс наброса момента нагрузки. При большом скачке задания скорости, когда нРС = инас, контур тока обеспечивает постоянство тока /= итс/кол (без учета влияния ЭДС двигателя) и линейное нарастание скорости до момента времени, когда РС выходит из насыщения. Далее снижается задание на ток, который стремится к нулю при Мс = 0, а скорость стремится к значению со0 = изс/кос.

Динамический перепад скорости Асо в режиме наброса момента нагрузки Мс определяется в соответствии с передаточной функцией

W = wir = гёг = - дтЦ;(1 -<5-78>

с/Рз 4ГмрМс Alp


Подставляя в (5.78) выражение для W3{p), получаем при П-РС w (р) = Пт (5 79)

и при ПИ-РС

WM =-/W) .(5.80)

Данным передаточным функциям соответствуют кривые динамического перепада скорости 4 и 5 на рис. 5.21. Внутренняя связь по ЭДС двигателя при сохранении стандартных настроек регуляторов несколько повышает демпфирование и снижает перерегулирование в режимах отработки сброса-наброса момента нагрузки. Как отмечалось выше, ЭДС оказывает влияние и на работу контуров тока и скорости при отработке входных воздействий, снижая динамический ток при скачке задания и повышая ошибку отработки скорости при ее линейном задании. Однако существенное влияние ЭДС проявляется только при неблагоприятном соотношении параметров (пониженные значения Тм и Тэ, повышенное значение !ГМ). Простота П- и ПИ-регуляторов и их оптимальных настроек обусловила преимущественное применение данных регуляторов в системах управления с подчиненным регулированием координат электропривода.

Рассмотрим пример синтеза регуляторов тока и скорости в системе подчиненного электропривода.

Задача. Определить тип и параметры регуляторов тока и скорости, составить принципиальную схему их аналогового исполнения при условии токоограничения на уровне максимально допустимого тока двигателя и статизма контура скорости не более 5 %.

Исходные данные:

силовая часть электропривода представляет собой систему ти-ристорный преобразователь - двигатель постоянного тока с независимым возбуждением;

номинальные напряжение, ток, момент и скорость двигателя UmM = 220 В, /ном = 21 А, Мном = 23,5 Н м, соном = 162 рад/с;

максимально допустимые ток и момент двигателя /тах = 63 А, Мтах = 70Нм;

передаточный коэффициент и момент инерции двигателя кд = = 0,83 радДВс), /=0,05 кгм2;

сопротивление и электромагнитная постоянная времени якорной цепи Д, = 1,8 Ом, Т3 = 0,022 с;

максимальная ЭДС, коэффициент усиления и постоянная времени тиристорного преобразователя Еп тах = 300 В, кп = 25, Tn = 7J, = = 0,01 с;

а также передаточный коэффициент тахогенератора ктг = кох = = 0,032 В•с/рад.

По условию задачи принимаем за элементную базу построения регуляторов операционные усилители с напряжением питания +15 В и выходным стабилизированным напряжением +10 В (например, микросхемы типа К553 УД2).

Для контура тока без учета влияния ЭДС двигателя используется пропорционально-интегральный тип регулятора с передаточной функцией lVpr(p) = (TKlp+ 1)/Т01р и параметрами Тк1 = ТЭ = = 0,022 с, Г0, = 27;&т. Для заданного токоограничения на уровне 4iax = 63 А и максимального стабилизированного напряжения на входе контура тока w3Tmax = инас = 10 В определяем коэффициент обратной связи по току

£о.т= "нас/4ах = 0,1б Ом

и постоянную интегрирования регулятора

Т01 = 0,02 = 0,0225;°оД6 = 0,044 с. «я1,8

Действие ЭДС двигателя на контур тока при пуске с насыщенным регулятором скорости снижает максимальный ток до значения

1 + -

Т

1 м

Здесь ГМ = £2ЛЯ/=0,832- 1,8 0,05 = 0,062 с. Подставляя полученное значение в приведенную выше формулу, получаем

63

1+0,02

= 47,7 А.

0,062

При выборе типа регулятора скорости следует учитывать допустимый по условию задачи статизм регулирования скорости

5; Дз.ном Мном 1 ,п пг идоп-„ - и,UJ-

ю0«0 Рдоп

Статизм, соответствующий естественной механической характеристике электропривода, составляет

г rг rXI 8

g * ном я 1 ном "я -> i, ° -0 16

Епо 7Н0М/?Я + соном/А:д 233

Следовательно, требуемое повышение жесткости механической характеристики

R * 0 16

5 „еп 0,05



0 ... 18 19 20 21 22 23 24 ... 49